ЦБ допустил ввод ценового лимита на покупки в рассрочку без переплат — Финансы Mail.ru

В России сервисы с такой моделью рассрочки появились в 2021 году. Первым такой продукт запустил Тинькофф Банк («Долями»). Сейчас BNPL-сервисы есть у « Яндекса » («Сплит»), Сбербанка («Плати частями»), Альфа-банка («Подели»), Совкомбанка («Халва частями»). В ноябре 2021 года Банк России указал, что оформление рассрочки без договора кредита или займа «ухудшает положение потребителей, лишая их ряда значимых прав и гарантий». Через год ЦБ предложил ввести регулирование сегмента BNPL, а в конце 2023 года такое же поручение дал президент.
«Платная рассрочка, по сути, является потребкредитом, и регулирование здесь не должно отличаться от регулирования в потребительском кредитовании, иначе возникает арбитраж. Предоставлять такую рассрочку должны профессиональные кредиторы», — сказал РБК представитель ЦБ. Речь идет о ситуациях, когда с клиента берется комиссия за подключение услуги рассрочки. Таким образом, если требования к платной рассрочке будут такие же, как к потребкредитам, то при ее оформлении сервисы обязаны будут передавать данные в бюро кредитных историй (БКИ). Идея о том, что платежи физлица по имеющимся рассрочкам должны отражаться в его кредитной истории, уже обсуждалась. Рынок выступал против этого подхода.
Представитель «Яндекса», в чьей линейке есть BNPL-продукт «Сплит», назвал вопрос создания реестра сервисов рассрочки «преждевременным» из-за небольшого размера рынка. «По данным исследования Frank RG, доля покупок с использованием BNPL-сервисов составляла не более 1% от рынка e-commerce в 2022 году, а к концу 2024 года, по прогнозам аналитиков, будет составлять 1,8%. Доля BNPL незначительна по сравнению с платежами населения по кредитам», — говорит он. В «Яндексе» ссылаются на международный опыт: в отдельных странах рост сегмента BNPL до значимых объемов занимал пять-семь лет и регулирование «начинало формализовываться» только к этому сроку.
В «Яндексе» сообщили, что средний чек покупок с помощью сервиса «Сплит» не превышает 6 тыс. руб. «Лимиты и другие ограничения, которые могут негативно повлиять на пользователей и продавцов, должны иметь серьезные обоснования. Считаем введение подобных ограничений преждевременным: рынок BNPL-сервисов в России находится на первом этапе формирования, и каждый сервис устанавливает лимиты самостоятельно», — сказал представитель компании. Он уточнил, что оплатой частями в основном пользуются «средне- и высокодоходные группы граждан», которые с помощью таких сервисов планируют расходы и контролируют бюджет.